Как рассказать ребенку о финансах
Содержание
С 2018 года штатный эксперт редакции портала Zanimaem.kz с опытом работы более 11 лет в финансовой сфере.
Работал в МФО КазКредитЛайн и Нурбанке. Изучал финансы и кредит в КАЗНУ. Отвечает за публикации текстов, проверку информации, аналитику.
Обновлено 04.07.2024
Основы экономики большинство детей узнают в старших классах школы. Но полученные знания редко можно применить в реальной жизни, ведь на занятиях не рассказывают, как правильно оформить кредит, собрать финансовую подушку безопасности, инвестировать, что делать, чтобы не попасть в долговую яму. Об этом детям могут рассказать родители.
Когда начинать знакомство с финансами
Даже совсем маленькие дети после 2–3 лет уже понимают роль денег – именно в этом возрасте можно давать первые базовые знания. Чем старше ребёнок, тем больше информации он может усвоить, и тем более расширенной она будет.
Например, малышу в 3 года можно рассказать, что за деньги можно покупать товары и оплачивать ими услуги. В 6–7 лет ребёнок в состоянии понять, как зарабатываются деньги. А подростку будет полезно узнать обо всех аспектах экономики, например, о налогообложении, начислении пенсии.
Не спешите рассказать всё и сразу. Маленькие дети не усвоят сложную для их понимания информацию и просто ничего не запомнят. Подростку же нет смысла рассказывать о том, как родители зарабатывают деньги и что с их помощью можно приобрести товары в магазине.
Как правильно говорить о финансах
Основные цели воспитания финансовой грамотности у ребенка:
- сформировать представление о том, что деньги нужно зарабатывать законными способами, и рассказать о таких способах – трудоустройство в компанию, фриланс, инвестирование, сдача имущества в аренду и др.;
- закрепить мысль, что при неправильном обращении с деньгами не достичь финансового благополучия;
- заложить основы грамотного накопления и управления сбережениями;
- научить избегать опасных финансовых схем – пирамид, «серых» зарплат.
При обучении финансовой грамотности важно соблюдать простые правила:
- Подавайте информацию дозированно. Если для ребёнка она будет абсолютно новой, слишком большой объём вызовет непонимание.
- До определённого возраста лучше использовать игровые формы – мультфильмы, настольные игры наподобие «Монополии», книги с картинками.
- Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Некоторым легче воспринимать информацию на слух, а иногда нужно сделать или увидеть самому – для таких детей подойдут обычные и онлайн-игры на финансовую тему, занятия с карточками, книги.
- Подкрепляйте информацию примерами. Если сегодня рассказали ребёнку о грамотном распоряжении карманными деньгами, обязательно дайте небольшую сумму, чтобы проверить, как он распорядится ими.
- Научить ребёнка вести личный бюджет, а подростков можно привлекать к составлению семейного бюджета. Сегодня для этого не обязательно расчерчивать таблицы в тетради – можно скачать удобные приложения или как минимум сделать документ в Excel. Если вы выделяете определённую сумму карманных денег, научите учитывать все траты и заносить их в таблицу или приложение, а в конце недели, месяца или квартала анализировать доходы и расходы.
Сфера финансов включает в себя много аспектов. Это не только деньги, которые родители зарабатывают и тратят. При обучении детей в зависимости от возраста можно охватить и другие темы:
- основы инвестирования;
- планирование бюджета;
- использование банковских продуктов;
- страхование;
- налоги и сборы;
- безопасность накоплений;
- банкротство.
Кстати, некоторые темы могут быть сложными и для взрослых. В этом случае рекомендуем найти подходящую литературу и вместе подтянуть пробел в знаниях.
Что нужно знать в разном возрасте
Желательно начинать обучение до того момента, пока ребёнок получит собственные карманные деньги и начнёт их тратить. Минимальный объём информации на самые простые темы можно дать малышу уже после 2 лет.
3–5 лет
Это возраст почемучек, поэтому среди огромного массива вопросов могут быть вопросы и о финансах. Но даже если ребёнок ничего не спрашивает, задача родителей – дать азы и рассказать:
- Зачем вообще нужны деньги. Расскажите и покажите малышу, что вы используете деньги «в обмен» на товары и услуги – расплачиваетесь в магазине, аптеке, на АЗС, платите сантехнику за работу.
- О разной стоимости товаров. Расскажите о том, что разные товары стоят по-разному, но и один и тот же товар в разных местах может иметь разную цену. Этим вы сможете заложить основы экономии – ребёнок поймёт, что не стоит брать первую попавшуюся вещь, если можно найти её же в другом магазине, но дешевле.
- О том, что не всё можно купить – иногда на это нет денег, а иногда это может не продаваться. Расскажите о том, что не всё измеряется деньгами, а некоторые приятные вещи можно получить бесплатно – общение в хорошей компании, любовь близких.
Привлекайте ребёнка к бытовым мелочам, например, определите, какая сумма нужна для похода в магазин, и попросите ребёнка отсчитать необходимое количество купюр и монет. Расскажите, чем они отличаются, об основных номиналах, о том, что крупные деньги, хоть это и одна купюра, можно разменять на несколько мелких.
6–10 лет
В этом возрасте дети уже практически всегда понимают ценность денег и более или менее умеют распоряжаться финансами. На этом этапе можно:
- Рассказать, что есть покупки необходимые, а есть – импульсивные. Последние, конечно, приятны, но часто приводят к ненужным тратам, поэтому их нужно избегать, тщательно планируя расходы.
- Научить ожиданию – если у родителей сейчас нет необходимой суммы на покупку очередной игрушки, объясняйте, что сможете приобрести её только после получения зарплаты. Попутно расскажите, что крупные покупки нужно закладывать в бюджет заранее – планировать расходы, в том числе на ребёнка.
- Рассказать о скидках как о способе экономии. Учите ребёнка обращать внимание на специальные ценники в магазинах и распродажи.
- Обучите основам оплаты в интернете. Наверняка в этом возрасте ребёнок уже играет в онлайн-игры, в большинстве из которых есть платные моменты, например, покупка всевозможных улучшений. Расскажите о том, что за это придётся отдать настоящие деньги, но взамен ничего осязаемого ребёнок не получит.
- Берите с собой детей в банк. Расскажите о пластиковых картах, вкладах и счетах – пока что в общих чертах. Кроме того, с 6–7 лет ребёнку можно открыть собственную карту и переводить карманные деньги на неё. Покажите, как снимать наличные в банкомате и расплачиваться в магазинах с помощью POS-терминалов.
В таком возрасте детям уже можно скачать приложение по финансовой грамотности, читать тематические книги и давать мелкие поручения – например, попросить купить несколько вещей, но уложиться в определённую сумму. Ближе к 10 годам нелишним будет привлекать ребенка к составлению семейного бюджета – спрашивать, что он хотел бы получить в этом месяце, и вместе распределять финансы так, чтобы оставалась необходимая сумма.
11–14 лет
К этому возрасту большинство детей уже осознают ценность денег, умеют достаточно грамотно ими распоряжаться, без проблем расплачиваются в магазинах и даже в интернете. Поэтому тему финансов можно расширить:
- Рассказать об инвестициях. Показать, как работают основные инструменты – акции, облигации, золото. При этом не забывайте говорить о том, что это достаточно рискованный способ вложений и требует глубокого знания сферы.
- Раскрыть основные экономические понятия. Уже можно рассказать о налогах, которые закладываются в цену товара, удерживаются из зарплаты, при продаже имущества и в других случаях, а также об инфляции, которая подстегивает рост цен.
- Объяснить понятие страхования – обязательного и добровольного. Ребёнок должен знать, что в некоторых случаях без покупки страховки не обойтись, а некоторые полисы можно оформить по желанию, но они часто приносят немалую пользу в конкретных ситуациях – при потере работы, болезни, порче имущества.
- Научить сравнивать цены. Расскажите о более низкой стоимости товаров в больших упаковках, сезонных распродажах, учите сравнивать объем и стоимость. Нелишним будет объяснить, что брендовые вещи часто стоят дороже в разы, но при этом не всегда эта стоимость обоснована высоким качеством, а чаще определяется именем производителя.
- Научите копить. Этому умению ребёнок должен владеть уже с 5–6 лет, но дети в таком возрасте часто не могут долго ждать, поэтому накопления обычно длятся не больше недели или месяца. А вот старших школьников вполне можно стимулировать собрать необходимую сумму на крупную покупку – компьютер, дорогой смартфон или крутой велосипед. Вместе посчитайте, сколько нужно откладывать, чтобы за определённый период времени достичь цели.
В этом возрасте ребёнка можно в полной мере привлекать к составлению семейного бюджета. Причём рассказывать обо всех расходах, включая оплату коммунальных услуг, налога на авто, страховок и др.
14+ лет
В таком возрасте дети могут распоряжаться финансами наравне со взрослыми, если до этого вы активно обучали их финансовой грамотности. После 14 лет ребенок в состоянии:
- сам планировать покупки на день, неделю и даже месяц;
- ходить в магазин и выбирать необходимые товары;
- копить деньги и рассчитывать, какое время понадобится, чтобы собрать нужную сумму;
- оценивать свои финансовые возможности, чтобы не совершать импульсивных трат.
На этом этапе важно детализировать расходы – показать на конкретных примерах, как покупать дешевле и что можно приобрести на сэкономленную сумму. Некоторые родители начинают платить ребёнку «зарплату» за выполнение регулярных просьб, например, ежемесячную оплату счетов, помощь с покупками или по дому. Это будут уже не карманные деньги, поэтому по идее к ним ребёнок должен относиться более обдуманно. Можно найти и временную работу на лето.